Цель, задачи и основные направления деятельности психолого-педагогической службы
МОУ СОШ №12 г. Балашова Саратовской области
По данным Всемирной организации здравоохранения основным условием нормального развития ребенка является его здоровая нервная система, спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая родителями, педагогами и другими специалистами образовательного учреждения, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, поддерживают комфортную психологическую атмосферу и выполнение режимных и дисциплинарных моментов, создают условия для реализации задатков и способностей ребенка. Особое значение придается созданию в учреждении особой духовно-нравственной атмосферы, утверждение ее стандартов как социального института, оптимизации взаимоотношений между всеми субъектами учебно-воспитательного процесса – детьми, педагогами и родителями.
Основная цель деятельности психолого-педагогической службы МОУ СОШ №12 - обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья обучающихся, содействовать развитию личности детей и молодежи в процессе их воспитания, образования и социализации.
Осуществляя заданную цель, Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, становлению их индивидуальности, развитию творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению и познанию в целом. Кроме того, педагог-психолог определяет психолого-педагогические причины нарушений личностного и социального функционирования и развития, а также осуществлять профилактику условий возникновения подобных нарушений.
Задачи психолого-педагогической службы:
* создание психолого–педагогических условий для полноценного психического, психофизического и личностного развития детей на всех этапах их школьного детства
* содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития обучающихся
* содействие в приобретении обучающимися психологических знаний и умений, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни
* оказание обучающимся помощи в определении своих возможностей, исходя из знания своих способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья
* содействие педагогам и родителям в воспитании обучающихся, в формировании у них деятельности и поведения на основе принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности
* предупреждение возникновения проблем развития у ребенка и помощь ребенку в решении актуальных задач его самоактуализации, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и т.п.
Нужно учесть, что эти задачи несколько различаются по своим приоритетам на разных ступенях образования:
Начальная школа:
* определение готовности к обучению в школе в соответствии ФГОС НОО
* обеспечение адаптации к школе
* развитие познавательной и учебной мотивации
* развитие самостоятельности и самореализации
* поддержка в формировании желания и «умения учиться»
Средняя школа:
* сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения
* поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и самообразования
* помощь в решении личностных проблем и проблем социализации
* формирование жизненных навыков
* помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками
* помощь в профильной и профессиональной ориентации
* развитие временной перспективы, способности к целеполаганию
* сопровождение процесса подготовки и проведения ОГЭ и ЕГЭ.
Основные виды деятельности психолого-педагогической службы:
* профилактика
* диагностика (индивидуальная и групповая)
* консультирование (индивидуальное и групповое)
* развивающая работа (индивидуальная и групповая)
* коррекционная работа (индивидуальная и групповая)
* психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей.